Последнее обновление:20 Января Мы не пугаем. Мы предупреждаем

9242







Курсы валют

Доллар США
378.66
Евро
431.56
Российский рубль
5.7

Прогноз погоды

Караганда
+1
Астана
+2

Рассылка

новостей газеты «Криминальные Новости»







Криминальные новости

Операция «ы» и другие приключения руководителей «казахавтодора»




Чиновники разворовали средства, предназначенные для ремонта трассы. Это оказалась только верхушка айсберга — следствие, начавшееся в Караганде, привело в Астану, где выявило целое гнездо мздоимцев.


Не подмажешь не поедешь

Для некоторых руководителей самый весомый подарок к Новому году — это не поездка на пляжи Турции, приобретение квартиры или авто, а утверждение республиканского бюджета. Оно происходит аккурат в преддверии праздника, и именно в этот момент можно планировать будущий «распил». И вот тогда будет все: и отдых в дорогом отеле, и новое авто, и прочие дорогущие блага цивилизации.

«Распил» государственного бюджета — самое увлекательнейшее занятие на свете. С его особенностями были хорошо знакомы, в частности, директор Карагандинского филиала республиканского предприятия «Казахавтодор», 62-летний Азамат Бекжанов, и его заместитель, 60-летний Кайсар Ниязов. Еще те зубры, съевшие не один пуд соли на ниве строительства дорог. До недавнего времени эти два опытных, казалось, профессионала пользовались полным доверием руководства. И надо же было им совершить грубейшую ошибку: пойти на поводу своих разгоревшихся аппетитов и попасть в поле зрения сотрудников Антикоррупционной службы.

Потом, на суде Кайсар Ниязов будет слезно говорить:

— Прошу учесть стаж моей работы на руководящих должностях, положительные характеристики,  мой возраст и состояние моего здоровья.

Впрочем, эти примечательные факты из биографии ничуть не сказались на судьбе заместителя директора. Он получил то, что заслуживал, ибо вместе со своим шефом совершил тяжкое преступление. И тут прежние заслуги не играют никакой роли.

Будущие неприятности для Азамата Бекжанова и Кайсара Ниязова начались, когда на самом высоком уровне возникло решение капитально отремонтировать участок автотрассы Караганда – Павлодар. Это всего около десяти километров, но зато самых проблематичных: водители засыпали жалобами столичные инстанции.

Государство, не скупясь, на реконструкцию данной дороги выделило 58 млн тенге. А Карагандинский филиал «Казахавтодора» объявил конкурс. В результате субподрядчиком стало ТОО «Монолит», которое взяло на себя обязательство провести капитальную реконструкцию проблемного участка трассы республиканского значения.

Данное предприятие давно знакомо Бекжанову и Ниязову; может, потому они и повели себя с ТОО бесцеремонно. С самого начала возникла закавыка – договор не предусматривал авансовых платежей. Поэтому, чтобы приобрести необходимое сырье и материалы, «Монолит» должен был использовать или собственные средства, которые отсутствовали, или взять, к примеру, банковский кредит, чего делать не хотелось. Выход из положения подсказали руководители Карагандинского филиала «Казахавтодор».

— Хотя к ремонту дороги вы еще не приступили, мы составляем акт якобы выполненных вами работ, скажем так, в течение недели, на 41 млн тенге. За это вы нам отстегиваете 20 млн тенге.

— Почему так много, это же почти половина заложенной на строительство суммы? — изумился субподрядчик. – Мы просто не сможем отремонтировать трассу… — Но повздыхал, почесал затылок и согласился: — Ладно, двадцать миллионов вам, двадцать мне.

Деваться ему было некуда, пришлось действовать по принципу: не подмажешь – не поедешь.

Далее, в течение двух дней заместитель директора тремя траншами в своем служебном кабинете получил от субподрядчика в общей сложности 17 млн тенге.

— Осталось еще 3 млн, — напомнил он представителю ТОО «Монолит».

— Об этом знаем, скоро передадим оставшуюся часть, — заверил субподрядчик.

В этот же день замдиректора использовал свою долю. Дело в том, что его сын давно мечтал о приличном автомобиле. Впоследствии наследник дал вот такие показания:

— Стал присматривать себе машину, покупку которой обещал оплатить мой отец. Нашел продавца автомашины «Тойота-Камри», 2015 года выпуска, который представился Дмитрием.  С ним встретился возле моего дома. Я осмотрел автомобиль, он мне понравился. Александр озвучил сумму – 7 млн 800 тыс тенге. После чего я позвонил отцу. Он сказал, что я могу ехать в автоЦОН и переоформлять машину. Когда я все сделал, то вместе с продавцом отправился к офису отца. Папа вышел и рассчитался за покупку «Тойоты-Камри».

Фактически замдиректора больше заботил автомобиль наследника, чем участок дороги, расположенный между поселком Молодежный и границей с Павлодарской областью. Трассу, которая давно требовала ремонта, так и не реконструировали. Из десяти положенных километров субподрядчик привел в порядок всего… 300 метров. Зато заказчики, то бишь директор и замдиректора Карагандинского филиала «Казахавтодора», вполне удовлетворены проведенной ими комбинацией. Они не могли знать, что находятся под пристальным наблюдением сотрудников Антикоррупционной службы.

На чиновников, любителей легких «заработков», никто не «стучал». Просто тем, кому надо, давно обратили внимание на их «плодотворную» деятельность. За мздоимцами установили плотное наблюдение, все их разговоры и переговоры фиксировались. Оперативники обратили внимание: пока заместитель директора Кайсар Ниязов получал «транши» от субподрядчика, его шеф в это время последовал в Астану, прихватив с собой 1 млн тенге наличности. Сыщикам стало любопытно, для чего и кому предназначалась данная сумма. Они последовали за директором  Карагандинского филиала «Казахавтодора» в столицу. Там операм открылась чрезвычайно любопытная картина.

 

Оброк республиканского масштаба

Наивно считать, что Азамат Бекжанов и Кайсар Ниязов проявили преступную самонадеянность. Они отщипнули только свой, сравнительно небольшой кусочек от большого пирога. Пока они губили какой-то участок дороги на территории своей области, в их главном офисе, республиканском предприятии «Казазхавтодор», зрел большой скандал. Его источником стали две милые, но весьма грозные дамы – государственные аудиторы. Во время проверки деятельности как столичной конторы «Казахавтодора», так и его областных филиалов, они выявили для начала финансовые нарушения на 800 млн тенге. Эти деньги требовалось вернуть в бюджет.

Сметливые дамы предложили руководителю «Казахавтодора»:

— Мы закроем глаза на ваши прегрешения, но за это заплатите нам 20 млн тенге.

— Подумаем, — уклончиво ответил чиновник.

Государственные аудиторы оказались еще теми хищницами, не дав руководителю времени на размышления.

Спустя два дня они заявили чиновнику:

— На сегодня мы выявили у вас нарушений уже на 2 миллиарда тенге. К примеру, у вас по предприятию очень приличные премии, а в командировки предпочитаете летать только на самолетах… Нельзя таким образом разбазаривать государственные средства. Вот, пожалуйста, можете ознакомиться с результатами нашей проверки.

— Хорошо, но я согласен заплатить не двадцать, а пятнадцать миллионов, — стал просить генеральный директор головного предприятия «Казахавтодор».

Аудиторы согласились.

Пойманный за руку руководитель забил тревогу – нарушения на 2 млрд тенге фактически банкротили предприятие. Он вызвал своего зама, других подчиненных и объявил им:

— С сегодняшнего дня мы на казарменном положении. Кровь из носу нам необходимо достать 15 млн тенге. Поручаю вам лично посетить все наши областные филиалы, и пусть их директора отдадут по 1 млн тенге. Таким образом соберем 14 млн. Еще 1 млн мы изыщем уже сами. Приказ о командировках уже готов.

Представители «Казахавтодора» разъехались по всей республике. А вот директор Карагандинского филиала Азамат Бекжанов из-за близости к столице свой миллион повез в Астану лично. И из рук в руки передал руководству головного предприятия. Что зафиксировали сотрудники Антикоррупционной службы.

А потом начались аресты: сначала в Астане, потом в Караганде. Директор Карагандинского филиала «Казахавтодор» стал фигурантом сразу двух уголовных дел. В Астане его судили за дачу взятки и приговорили к двум годам лишения свободы. В Караганде же бывшего руководителя и его заместителя обвинили в получении взятки в крупном размере, за что обоих приговорили к семи годам лишения свободы.

Потом начались процессы против «предприимчивых» аудиторов и директора ТОО «Монолит», который пошел на поводу у руководителей Карагандинского филиала «Казахавтодора». Этих тоже приговорили к различным срокам.

Анатолий ИНОЧКИН


Вернуться назад

news
news
news
news
ТОО «Издательский Дом «Классик» Газета «Криминальные новости» Газета «Наша Ярмарка»

Свежий номер

№ 2 (1098) от 16.01.2019

Опрос

Поддерживаете ли вы своих родителей-пенсионеров?

Внимание!

В некоторых материалах фамилии и имена подозреваемых и потерпевших изменены по этическим соображениям. Совпадения случайны.





2014 © Газета «Криминальные новости» Караганда, криминал krimnews@mail.ru
При использовании материалов ссылка на сайт «kriminalka.kz» обязательна!
2014 © Разработка и поддержка сайта: Интернет-компания «Creatida»